Исследователи смогли найти белки на поверхности бактерии-возбудителя сифилиса, которые в наименьшей степени подвержены изменениям из-за мутаций и больше всего подходят для создания вакцины. Исследование опубликовано в журнале mBio.bacteria culture

Сифилис — это хроническое инфекционное заболевание, передающееся половым путем. Каждый год им инфицируются примерно шесть миллионов людей по всему миру. На данный момент вакцины против этого заболевания нет, хотя существуют эффективные способы лечения с применением антибиотиков. Без лечения сифилису свойственно длительное течение с периодическими затиханиями (ремиссиями) и обострениями, которые сопровождаются образованием очагов специфического воспаления во всех органах и тканях.

Возбудитель сифилиса — бактерия бледная трепонема, относящаяся к группе спирохет. Ее роль в появлении заболевания была доказана больше века назад, но исследовать микроорганизм довольно сложно, поскольку бактерия легко разрушается и с трудом поддается культивации в лаборатории. Это одна из причин, почему до сих пор не существует эффективной вакцины.

В новой работе сотрудники университета Коннектикута в США собрали образцы возбудителя заболевания по всему миру и сравнили их геномы. Оказалось, что наследственная информация у этих микроорганизмов практически не различается, а размер генома бактерий крайне мал – всего около 1000 генов.

В результате удалось найти гены, которые кодируют поверхностные белки, в разной степени подверженные мутациям. На основании полученной информации авторы исследования смогли синтезировать те белки, которые в меньше степени подвержены изменчивости и с которыми связались антитела. Это открытие может стать первым шагом для создания эффективной вакцины против сифилиса.

Исследования потенциальной вакцины будет продолжено на кроликах, которые могут быть переносчиками сифилиса в лабораторных условиях.